Пожалуйста, приостановите работу AdBlock на этом сайте.

Иногда заранее нельзя предсказать, какое количество раз должен выполниться цикл. Но при этом известно некоторое условие, когда цикл должен остановиться. Например:

Программа: Игральный кубик.

Программа заменяет обычный игральный кубик.

Управление:

  • 1 -- бросить кубик;
  • 0 -- закончить игру.

Давайте напишем заготовку для нашей игры.

Листинг 1.

#include #include #include int main(void) { srand(time(NULL)); printf("########### Devil\"s bones ###########\n"); printf("# #\n"); printf("# Commands: #\n"); printf("# #\n"); printf("# 1 - new game #\n"); printf("# 0 - exit #\n"); printf("# #\n"); printf("########################################\n\n"); int control; int value = 0; printf("Enter command: "); scanf("%d", &control); if(control == 1){ value = 1 + rand()%6; printf("Result: %d\n", value); } return 0; }

Тут-то мы и сталкиваемся с проблемой. Понятно, что заранее узнать, когда игра закончится невозможно. А значит использовать цикл for напрямую не получится. Одним из выходов из подобной ситуации является использование других циклических конструкций. Например, цикла while .

Цикл с предусловием while

Листинг 2.

While (условие) оператор;

  1. Программа встречает ключевое слово while , значит дальше идёт циклическая конструкция;
  2. Проверяется условие. Вычисляется логическое выражение, записанное в скобках;
  3. Если значение условия ИСТИНА , то выполняется тело цикла. Переходим к пункту 2;
  4. Если значение условия ЛОЖЬ , то цикл завершается. Управление передаётся на оператор, следующий за телом цикла.

Под оператором понимается один оператор. Если нужно выполнить в цикле несколько команд, то необходимо использовать составной оператор {} .

Давайте перепишем нашу программу с использованием данного цикла.

Листинг 3.

#include #include #include int main(void) { srand(time(NULL)); printf("########### Devil\"s bones ###########\n"); printf("# #\n"); printf("# Commands: #\n"); printf("# #\n"); printf("# 1 - new game #\n"); printf("# 0 - exit #\n"); printf("# #\n"); printf("########################################\n\n"); int control; int value = 0; printf("Enter command: "); scanf("%d", &control); while(control != 0){ switch(control){ case 1: value = 1 + rand()%6; printf("Result: %d\n", value); break; default: printf("Error! Try again...\n"); break; } printf("Enter command: "); scanf("%d", &control); } printf("Good bye!\n"); return 0; }

Опишем словами алгоритм работы данной программы:

  1. Выводим меню пользователя и предложение ввести команду;
  2. Запускаем цикл while . Проверяем условие;
  3. Если пользователь ввёл 0 , то условие выполнения цикла принимает значение ЛОЖЬ . Тело цикла не выполняется. Управление передаётся на следующий за циклом оператор. Выводится строка Good bye! . Программа завершается;
    1. Оператор выбора:
      1. Если пользователь ввёл 1 , то генерируем случайное число от 1 до 6 и выводим его на экран. Выходим из оператора выбора;
      2. Если пользователь ввёл что-то иное, выводим сообщение об ошибке. Выходим из оператора выбора.
    2. Выводим пользователю предложение ввести новую команду;
    3. Считываем код команды в переменную control ;
    4. Возвращаемся к проверке условия. Пункт 3.

Цикл while называют циклом с предусловием, т.к. прежде, чем выполнить тело цикла, проверяется условие. Это значит, например, что возможна такая ситуация, что тело цикла не выполнится вообще ни один раз. Другое название цикла while – цикла ПОКА . Дословный перевод с английского. Это название отображает саму суть цикла.

Мнемоническое правило:

ПОКА условие ИСТИНА, выполняй тело цикла.

Цикл с постусловием do-while

И последняя, третья циклическая конструкция – цикл do-while .

Данный цикл отличается от цикла while тем, что условие проверяется не перед выполнением тела цикла, а после выполнения тела цикла. Это значит, что тело цикла do-while выполнится хотя бы один раз обязательно.

Синтаксис данной циклической конструкции таков:

Листинг 4.

Do оператор; while (условие);

Работает эта конструкция следующим образом:

  1. Программа встречает ключевое слово do . Значит перед ней цикл do-while ;
  2. Выполняется тело цикла;
  3. Проверяется условие;
  4. Если условие ИСТИНА ,то снова выполняется тело цикла;
  5. Если условие ЛОЖЬ , то работа циклической конструкции прекращается. Программы выполняет оператор, следующий за циклом do-while .

Давайте перепишем нашу программу с использованием данного типа циклической конструкции.

Листинг 5.

#include #include #include int main(void) { srand(time(NULL)); printf("########### Devil\"s bones ###########\n"); printf("# #\n"); printf("# Commands: #\n"); printf("# #\n"); printf("# 1 - new game #\n"); printf("# 0 - exit #\n"); printf("# #\n"); printf("########################################\n\n"); int ch_control; int value = 0; do { printf("Input command: "); scanf("%d", &ch_control); switch(ch_control){ case 0: break; case 1: value = 1 + rand()%6; printf("Result: %d\n", value); break; default: printf("Error! Try again...\n"); break; } }while(ch_control != 0); printf("Good bye!\n"); return 0; }

В общем-то очень похоже на предыдущий код. Правда, пришлось немножко поменять оператор выбора: добавить туда ветку case 0: . Иначе из-за того, что проверка производится после выполнения тела цикла, программа работала некорректно. При вводе нуля появлялось сообщение об ошибке. В прошлой программе (с циклом while ) подобной ситуации быть не могло, т.к. равенство нулю проверялось в условии цикла. При вводе нуля условие стало бы ложью, а значит цикл завершился бы и тело цикла не выполнилось.

ПЛАН-КОНСЕКТ УРОКА

ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

В 10 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«Циклические алгоритмы. Циклы с предусловием и постусловием».

Предмет: Информатика и ИКТ

Тема урока: «Циклические алгоритмы. Циклы с предусловием и постусловием»

Тип урока: Изучение нового материала

Форма: урок-практикум

Цели урока

образовательные: Познакомиться с понятием «Циклы с предусловие и постусловием». Закрепить знания учеников об алгоритме.

развивающие: Воспитать трудолюбие, самостоятельность, культуру речи и общения.

воспитательные : Развивать мышление, память, речь и другие психические процессы.

Познавательные УУД: формируют и развивают компетентность в области использования ИКТ

(ИКТ-компетенции).

Регулятивные УУД: умеют соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Коммуникативные УУД: умеют работать индивидуально и в группе.

Личностные УУД: понимают значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях

развития информационного общества.

Средства обучения: проектор, персональный компьютер, специализированное программное обеспечение (среда программирования «PascalABC»).

Ход урока

1. Организация начала урока

Здравствуйте. Сегодня я, буду вести уроки «Информатики и ИКТ». Приветствую обучающихся, проверяю их готовность к уроку. Обучающиеся приветствуют друг друга.

2. Проверка выполнения домашнего задания

Спрашиваю у них пройденный материал.

1. Что такое линейный алгоритм?

Линейный алгоритм или следование – это тип алгоритма, в котором последовательность действий не меняется в его процессе выполнения. Алгоритм , в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом, называется линейным.

2. Как реализуется линейный алгоритм?

В программе линейный алгоритм реализуется последовательным размещением операторов.

Например, линейным является следующий алгоритм посадки дерева:

1) выкопать в земле ямку;
2) опустить в ямку саженец;
3) засыпать ямку с саженцем землей;
4) полить саженец водой.

3. Какая форма организации действий называется ветвлением?

Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий, называется ветвлением.

4. Как оформляют алгоритм ветвления?

Логику принятия решения можно описать так:

ЕСЛИ <условие> ТО <действия 1> ИНАЧЕ <действия 2>

Примеры:

ЕСЛИ хочешь быть здоров , ТО закаляйся, ИНАЧЕ валяйся весь день на диване;
ЕСЛИ низко ласточки летают, ТО будет дождь, ИНАЧЕ дождя не будет;
ЕСЛИ уроки выучены, ТО иди гулять, ИНАЧЕ учи уроки.

3. Изучение нового материала

Тема наших уроков будет: «Циклические алгоритмы. Цикл с предусловием «Пока». Цикл с постусловием «До» ».

    Целью нашего урока является: «знакомство с понятием цикла и развитие умения решать различные задачи по данной теме».

Давайте теперь запишем что же такое цикл?

Цикл - форма организации действий, при которой одна и та же последовательность действий совершается несколько раз до тех пор, пока выполняется какое - либо условие.

Циклический алгоритм – это алгоритм, содержащий один или несколько циклов.

Алгоритмическая структура «цикл» может быть зафик­сирована различными способами:

графически - с помощью блок-схемы;

на языке программирования, например на языке Паскаль с использованием специальных инструкций, реализующих циклы различного типа.

Сегодня мы познакомимся с циклами с предусловием и постусловием.

Циклы с предусловием используются тогда, когда выполнение цикла связано с некоторым логическим условием. Оператор цикла с предусловием имеет две части: условие выполнения цикла и тело цикла.

На русском языке это звучит примерно так:

пока выполняется это условие, делай
от начала
группа операторов
до конца;

При использовании цикла с предусловием надо помнить следующее:

    значение условия выполнения цикла должно быть определено до начала цикла;

    если значение условия истинно, то выполняется тело цикла, после чего повторяется проверка условия. Если условие ложно, то происходит выход из цикла;

    хотя бы один из операторов, входящих в тело цикла, должен влиять на значение условия выполнения цикла, иначе цикл будет повторяться бесконечное число раз.

При выполнении оператора while определенная группа операторов выполняется до тех пор, пока определенное в операторе while булево условие истинно. Если условие сразу ложно, то оператор не выполнится ни разу.

Операторные скобки ставят, чтобы отделить от остальной программы ту группу операторов, которую нужно повторить в цикле. Если в цикле нужно выполнить только один оператор, то операторные скобки не ставят.

Выполняется данный оператор так: сначала условие, стоящее после слова WHILE, проверяется на истинность. Если оно имеет значение TRUE, то выполняется оператор, стоящий после слова DO, затем условие проверяется вновь и т.д. Как только на очередном шаге условие не выполняется (значение выражения становится равным FALSE), то выполнение оператора цикла прекращается.

Если выполняемый оператор не изменяет значения переменных, входящих в условие, то условие всегда будет истинным, и цикл будет выполняться вечно, при этом говорят, что программа зацикливается. Если же при первой проверке условия оно сразу оказывается ложным, то оператор цикла не выполняется вообще.

Если в цикле нам необходимо выполнять больше, чем один оператор, то применяется составной оператор, т.е. несколько операторов заключаются в операторные скобки BEGIN … END.

СЛАЙД (переключить)!!!

При построении программ со структурой цикла WHILE:

1) начальное значение логического выражения должно быть определено перед вхождением в цикл, т.е. перед WHILE;

2) последовательность выполняемых операторов в теле цикла должна быть логически связанной и содержать хотя бы один оператор, изменяющий значение параметра цикла, иначе цикл будет продолжаться бесконечно;

3) логическое выражение в заголовке цикла WHILE, чтобы цикл закончился, должно принять значение FALSE.

Работа оператора While

Давайте рассмотрим первый пример:

В блок-схеме таблица умножения на 3 выглядит так:

Попробуйте сами составить таблицу умножения на 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8 и 9. Как она будет выглядеть в виде блок-схемы? (ученики составляют таблицу умножения в виде блок-схемы).

Теперь давайте рассмотрим особенности этого цикла и запишем к себе:

Давайте теперь попробуем самостоятельно решить задачу в Turbo Pascal .

Решение задачи о выводе 10 целых чисел на экран с использованием цикла While do :

Задача:

Для решения данной задачи, давайте вспомним, что такое натуральный ряд чисел?

Натуральным рядом называется ряд из целых чисел начиная с 1. То есть, 1, 2, 3,…, и до какого-то числа N .

Решене данной задачи:

Задача:

Решение:

Program KOSHEY_vasilisa;

Var v,s:integer;

Begin

v:=18; {Возраст Василисы}

s:=27360; {Начальный капитал Кощея}

while s<30000 do

Begin

s:=s+33; {Каждый год Кощей становится богаче}

v:=v+1; {Каждый год Ваcилиса становится старше}

end;

writeln(" Василисе ",v," лет");

End.

Следующая задача, которую Вам предстоит самим решить дома, запишите задачу:

    Начав тренировки, лыжник в первый день пробегал 10 км. Каждый следующий день он увеличивал длину пробега на 10% от предыдущего дня. Определить в какой день он пробежит больше 20 км, в какой день суммарный пробег за все дни превысит 100км.

Давайте разберем, сколько переменных у нас будет и какого они типа? Переменных у нас всего 2, одна будет у нас для вычисления дневного пробега больше 20 км, а другая будет вычислять в какой день суммарный пробег за все дни превысит 100 км. Какого типа будут переменные? Дневной пробег будет типа integer (то есть целое числа), а вторая real (то есть вещественное число или число с запятой), так как у нас имеется 10%, то если его перевести в число, мы получаем 0,1. У нас будет в программе иметься два цикла, первый цикл для определения дня когда лыжник пробежит больше 20 км, а второй для нахождения дня, когда суммарный пробег за все дни превысит 100 км.

Теперь познакомимся со следующей разновидность циклов - это циклы с постусловием.

Вы уже умеете организовать цикл при помощи оператора while. Напомним, что при выполнении этого оператора компьютер проверяет значение условия. Если условие истинно, то исполнительная часть оператора while будет повторяться до тех пор, пока это условие не примет значение False. Если значение условия есть False в самом начале, то тело цикла while вообще не будет выполняться.

Иногда при решении задач возникает необходимость выполнить тело цикла хотя бы один раз, а потом, проверив условие, определить, повторять ли тело цикла еще раз. Эту задачу выполнит другой вид цикла – цикл Repeat.

repeat {повторяй}
{операторы}
until <условие>; {до тех пор, пока условие не будет истинным}

Данная конструкция читается так:

Рассмотрим работу цикла с постусловием:

Особенности цикла с постусловием:

Решим туже самую задачу теперь с помощью цикла с постусловием:

Сравним цикл с пред и постусловием:

Как я уже говорила:

Есть небольшое отличие в организации цикла repeat по сравнению с while: для выполнения в цикле repeat нескольких операторов не следует помещать эти операторы в операторные скобки begin ... end. Зарезервированные слова repeat и until действуют как операторные скобки.

Конструкция repeat ... until работает аналогично циклу while. Различие заключается в том, что цикл while проверяет условие до выполнения действий, в то время как repeat проверяет условие после выполнения действий. Это гарантирует хотя бы одно выполнение действий до завершения цикла.

А так же есть и общее в этих циклах:

    До цикла задается начальное значение переменных ,
    входящих в условие. Условие - выражение булевского типа.

    В теле цикла значение переменных, входящих в условие, должны обязательно изменять свое значение , иначе возникнет ситуация «зависания».

Для решения следующей задачи следует вспомнить геометрическую прогрессию.

А теперь сама задача:

Все увидели задачу, которую нужно решить с использованием цикла с постусловием. Вы все видите, что имеется блок-схема, составленная с использованием цикла с предусловием. Давайте ее разберем детально, а затем я дам задание. Все мы видим, что блок-схема имеет начало, затем происходит ввод данных, где i =7, так как это сын под номером 7, так как он забрал два последних изумруда из сундука отца, поэтому мы q даем значение равное двум. Так как первый сын взял половину того, что было в сундуке, значит разность геометрической прогрессии равна двум, то есть r мы присваиваем значение равное двум. Как раз буква r и показывает разность геометрической прогрессии. Условие у нас будет тем, что пока у нас i >1 мы выполняем следующею последовательность действий, то есть i :=i -1, то есть это действие показывает, что номер следующего сына уменьшается на единицу. Затем мы вычисляем итый член прогрессии выполняя действие: q =q *r . Данная последовательность из двух действий будет выполняться до тех пор, пока условие i >1 не станет ложной, после чего произойдет вывод сколько всего изумрудов было в сундуке и программа закончится.

Выставление оценок и озвучивание их ученикам.

Спасибо за участие и активную деятельность. До новых встреч.

5. Домашнее задание

Домашним заданием будет повторить что такое цикл, что такое цикл с пост и предусловием, а так же синтаксис их написания на языке программирования Паскаль. Затем, дома решить задачу про лыжника с помощью цикла с пост и предусловием и принести мне написанные программу в тетради с ответами на поставленные в задаче вопросы.

Тема 4

Операторы цикла

Назначение операторов цикла

Линейные алгоритмы и алгоритмы с ветвлениями не позволяют во многих случаях эффективно использовать одну из главных составляющих производительности компьютера – его быстродействие (до 10 9 операций в секунду и более). Для этого необходимы программы, в которых отдельные фрагменты выполняются многократно. Одним из наиболее простых средств организации повторного выполнения серии команд являются циклы .

Многие явления природы, алгоритмы человеческой деятельности (в частности, вычислительные алгоритмы) цикличны по своей сути.

Несмотря на то, что в определенном смысле операторы организации циклов вторичны (их можно моделировать посредством операторов перехода), их корректное использование позволяет создавать понятные, удобочитаемые, легко модифицируемые программы. Для компьютера циклы эквивалентны определенной последовательности операторов, ограниченной операторами условного и безусловного перехода.

В языке Паскаль возможна организация циклов трех видов:

1. Циклы с предусловием (пока while );

2. Циклы с параметром (для to/downto );

3. Циклы с постусловием (до repeat/until ).

Каждый из трех способов организации цикла имеет свои особенности, для каждого способа есть свой круг задач, наиболее естественно решаемых именно с его помощью.

Оператор цикла с предусловием

Цикл – "пока" используют в том случае, когда необходимо, чтобы вначале проверялось некоторое условие, а затем, если условие истинно, выполнялись некоторые действия. В процессе выполнения этих действий происходит изменение значений переменных, входящих в указанное условие в качестве операндов. Поэтому при многократном выполнении цикла происходит изменение значения логического выражения-условия с TRUE на FALSE . В этом случае выполнение цикла заканчивается, и выполняется первый оператор, стоящий после оператора цикла. Если при записи условия или операторов, выполняемых в цикле, была допущена ошибка, то в такой ситуации возможно зацикливание – значение логического выражения никогда не станет FALSE и, как следствие, группа операторов в цикле будет выполняться "вечно".

Цикл – "пока" служит для организации многократного выполнения группы операторов (тела цикла) до тех пор, пока остается истинным условие выполнения цикла. Цикл с предусловием имеет следующий формат:

while <условие> do

<оператор>;

Структурная схема цикла с предусловием имеет вид:


Выполняется этот цикл следующим образом. Вычисляется значение выражения-условия. Если оно истинно (принимает значение TRUE ), то выполняется тело цикла. В противном случае выполняется оператор, стоящий после оператора цикла "пока" (т.е. тело цикла выполняется до тех пор, пока значение условия не станет равным FALSE ).

Замечания :

1. В качестве тела цикла может быть использован любой оператор, в том числе и составной. Это дает возможность циклически повторять не одно, а несколько действий. В этом случае конструкция цикла "пока" приобретает вид:

while <условие> do

<оператор_1>;

<оператор_n>;

2. Если <условие> в операторе while имеет значение FALSE уже при первой проверке, то тело цикла не выполняется ни разу.

3. Разрешено использование вложенных циклов, т.е. конструкций, в которых некоторые операторы тела цикла сами могут являться циклами. Иной способ вложения циклов не допустим .

Оператор цикла while называется циклом с предусловием, поскольку условие выполнения цикла проверяется перед входом в него, он имеет следующий формат: while (выражение) тело цикла;

В качестве выражения допускается использовать любое выражение языка Си, а в качестве тела любой оператор, в том числе пустой или составной. Схема выполнения оператора while следующая:

    Вычисляется выражение в скобках, затем проводится его проверка.

    Если выражение ложно, то выполнение оператора while заканчивается и выполняется следующий по порядку оператор. Если выражение истинно, то выполняется блок операторов (тело цикла while ).

    Процесс повторяется с пункта 1.

Блок-схема цикла с предусловием.

Таким образом, блок операторов, следующий за while будет выполняться пока проверка условия дает результат отличный от нуля, true (истина). Разумеется, после выхода по условию выполнение программы продолжится с оператора, следующего за циклом.

Рассмотрим следующий фрагмент программы:

int x =0;

while (x<10)

{ printf("%d\n",x);

x++;

printf(" The end ");

Такой цикл выполнится 10 раз, напечатав значения х от 0 до 9 , и только после этого управление перейдет на второй, стоящий за циклом printf() .

Цикл с постусловием (Оператор do … while)

По поведению он очень похож на предыдущий цикл while() , за тем исключением, что условие проверяется после выполнения тела цикла. Если условие окажется ложным, цикл на этом заканчивается, в противном случае – выполняется очередная итерация цикла. Этот тип цикла используется в тех случаях, когда необходимо выполнить тело цикла хотя бы один раз. Формат оператора имеет следующий вид: do тело цикла while (выражение);

Блок-схема цикла с постусловием.

Чтобы прервать выполнение цикла до того, как условие станет ложным, можно использовать оператор break . Напечатаем значения х от 0 до 9 с использованием цикла do … while

int x =0;

{ printf("%d\n", x);

} while (x<10);

printf("The end");

Пример: Этот цикл выполнится один раз, прежде чем определит, что х равно нулю.

int x=0;

printf(" х =%d\n", x);

} while (x !=0);

Цикл со счетчиком (оператор for)

Оператор for - это наиболее общий способ организации цикла. Он имеет следующий формат:

for (выражение 1 ; выражение 2 ; выражение 3) тело цикла

Выражение 1 обычно используется для установки начальных значений переменных, используемых в цикле («блок инициализации»). Выражение 2 определяет условие, при котором тело цикла будет выполняться. Выражение 3 определяет регулярные изменения переменных после каждого прохода тела цикла («блок модификации»).

Блок-схема пошагового цикла.

Схема выполнения оператора for :

    Вычисляется выражение 1 ,один раз перед входом в цикл.

    Вычисляется выражение 2 (перед каждым проходом цикла), если оно отлично от нуля –true (истина), то выполняется тело цикла, иначе (если выражение ложно) – цикл прекращается и управление передается оператору, следующему за оператором for .

    Вычисляется выражение 3 (модификация данных после каждой итерации цикла), переход к пункту 2.

Существенно то, что проверка условия выполняется в начале цикла, а это значит, что тело цикла может ни разу не выполниться, если первый результат проверки будет false .

Пример: Эта программа, как и две предыдущие напечатает цифры от 0 до 9

for (x=0; x<10; x++)

printf ("% d \ n ", x );

Можно опустить любую из трех частей заголовка цикла, или даже все три, но точки с запятыми опускать нельзя.

Пример: Вот как будет выглядеть тот же алгоритм с отсутствующими частями инициализации и модификации в цикле for :

for (; x<10 ;)

{printf("%d\n",x);

Как видите, x=0 теперь стоит перед циклом, а оператор x++ стал последним в теле цикла.

Можно опустить и условие выхода, тогда программа будет считать, что условие всегда истинно и будет печатать строку "hello" до бесконечности.

for (;;)

printf (" hello \ n ");

аналогичный бесконечный цикл while будет выглядеть так:

while (1)

printf("hello\n");

while (1) – этокороткая запись оператора while (1!=0 ), то есть проверка условия 1!=0 всегда будет давать результатtrue

Бесконечные циклы применяются, когда условие выхода из цикла не известно заранее, для выхода из такого цикла требуется проверка дополнительного условия в теле цикла и оператор break .

Пример: Вычислять квадраты натуральных чисел от 0 до k , где k вводится с клавиатуры.

#include

using namespace std;

void main()

{ int i=0,b,k;

cout <<" k ="; // вывод текста "k=" на экран дисплея

cin >> k ; // ввод данных с клавиатуры в переменнуюk

cout << endl ; // перевод строки (вывод «конец строки» на экран)

for (;;)

{ i=i+1;

cout<

if (i == k ) break ; // выход из цикла по условию

Усложним условие задачи, пусть необходимо в начале цикла задать начальные значения не одной, а двум переменным (допустим x и y ), а в цикле изменить значения их обеих. Можно сделать эту работу следующим образом:

int y, x=0;

for (y=10; x

Благодаря оператору « , » (запятая) можно поступить проще:

int y, x;

for (x=0, y=10; x

{ printf("x=%d\ty=%d\n", x, y);

В чем сложность?: Заранее не определено и неизвестно, сколько цифр нужно убрать, т.е. сколько шагов необходимо сделать.
Как выполнить: Надо перестать отделять цифры, когда n = 0 , т.е. надо выполнять пока n > 0

Решение примера на Паскале:


Цикл while в Паскале применяется для создания повторений с неизвестным заранее их числом . Повторения () будут осуществляться, пока истинно некоторое условие .

Блок-схема, соответствующая циклу while в Паскале:

while условие do {Пока условие истинно выполняется оператор} оператор;

  • Здесь оператор, стоящий после служебного слова do , образует тело цикла и будет выполняться, пока значение "условия" равно true (истина).
  • Если операторов должно быть несколько, тогда необходимо применять .
  • Условие пересчитывается каждый раз при входе в цикл.
  • Непосредственно условием цикла while может быть переменная или .
  • Операторы тела цикла while выполнятся только в том случае, если условие будет истинно, если условие ложно — они игнорируются, и программа продолжается с тех операторов, которые стоят уже после конструкции. Таким образом, это существенное отличие цикла с предусловием от .

Рассмотрим использование цикла while в Паскале на решенном примере:

Пример: Печатать «ноль» указанное количество раз

Показать решение:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 var i, n: integer ; begin write ("kolichestvo znakov" ) ; readln (n) ; i: = 1 ; while i<= n do begin {составной оператор} write (0 ) ; i: = i+ 1 end ; end .

var i,n:integer; begin write ("kolichestvo znakov"); readln(n); i:=1; while i<=n do begin {составной оператор} write(0); i:=i+1 end; end.

Задача 3. Ввести целое число и найти сумму его цифр.
Пример: Введите целое число: 1234 Сумма цифр числа 1234 равна 10.

  • Можно использовать сложные условия:
  • Задача 4. Вычислять с использованием цикла while квадратные корни из чисел 900, 893, 886, 879 и т.д. до тех пор, пока это можно делать.

    Детальный разбор работы цикла While в Паскале рассмотрен в видеоуроке:

    Пример:


    которые по модулю больше 0,001 :

    Алгоритм:




    Задача 5: Вычислить сумму элементов следующей последовательности с точностью 0,001 :

    Результат: S = 1.157

    Вложенные циклы в Паскале

    Существует возможность использования вложенных циклов в Паскале , когда в теле одного цикла вместо оператора стоит другой цикл.

    Важно: Главным обстоятельством во вложенных циклах является использование разных переменных для счетчиков внутреннего и внешнего циклов

    Рассмотрим пример:

    Пример: Вывести таблицу умножения, используя вложенные циклы в паскале.

    Показать решение:

    const n = 9; {размер таблицы} var i, j:integer; begin for i:=1 to n do {номера строк} begin for j:=1 to n do {номера столбцов} write(i*j:4); writeln; {переход на новую строку} end; end.

    Произведение в Паскале

    Точно также, как существует для сложения, для умножения в паскале тоже существует специальная конструкция:

    Произведение вычисляется по рекуррентному выражению:

    где P – промежуточные произведения

    Y — сомножители

    Рассмотрим пример вычисления факториала числа в Паскале с использованием цикла while .

    Пример цикла While в Паскале для вычисления факториала 10! (10!=1 * 2 * 3 * 4 * 5 * 6 * 7 * 8 * 9 * 10 )

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 var fact, n : integer ; begin fact : = 1 ; {начальное значение факториала =0! } n : = 1 ; {начальное значение для условия } while n<= 10 do {условие } begin {начало тела конструкции с составным оператором } fact : = fact* n; {вычисление факториала n! } n : = n + 1 {n должно меняться в теле конструкции} end ; {конец тела цикла } writeln (’10 != ’, fact) ; {вывод результата расчета } end .

    var fact, n: integer; begin fact:= 1; {начальное значение факториала =0! } n:= 1; {начальное значение для условия } while n<=10 do {условие } begin {начало тела конструкции с составным оператором } fact:= fact*n; {вычисление факториала n! } n:= n + 1 {n должно меняться в теле конструкции} end; {конец тела цикла } writeln(’10!= ’,fact); {вывод результата расчета } end.

    Здесь необходимо обратить внимание на то, что присваивание n:= 1 стоит до цикла, если этого не сделать, то условие будет работать некорректно, так как переменная n будет пуста.

    Программа возведения в степень числа в Паскале

    Для начала уточним, что есть . Но мы не будем ее использовать, а разберем алгоритм решения задачи возведения в степень.

    Для того чтобы возвести число в степень, его надо умножить само на себя ровно столько раз, чему равен показатель степени.

    Таким образом, возведение числа n в степень d можно выразить так:
    n d = n 1 * n 2 * n 3 * … * n d , где нижние индексы просто указывают очередное по счету число n .

    Еще необходимо учесть следующее:

    • число в нулевой степени равняется 1
    • если показатель степени отрицателен, т.е. d n d = 1 / (n 1 * n 2 * n 3 * … * n d)

    Т.е., решая программу на Паскале, учитываем:

    • в программе на языке Паскаль количество итераций (повторений) цикла while должно быть равно показателю степени числа ;
    • если показатель степени - отрицательное число, то нужно впоследствии единицу разделить на результат.

    Задача 6. Вычислить в Паскале степень числа, используя цикл while .