Мир современных технологий достаточно быстро развивается в последние годы. На сегодняшний день каждый человек имеет, помимо обычного персонального компьютера, кучу различных гаджетов, таких как смартфон, планшет, mp3-плеер и т.д.

Теперь каждый из нас имеет возможность в любой точке мира общаться с людьми, проверять почту, окунуться в мир игр и прочее. Мобильное приложение — это такое программное обеспечение, которое было создано для работы на планшетах и смартфонах. Заказать его разработку можно на сайте www.fixapp.ru .

Домашний компьютер или же ноутбук — не очень удобные предметы, так как их перемещение весьма трудоёмкий процесс. Для того чтобы облегчить людям жизнь, создали так называемые «умные» телефоны — смартфоны, а также много других мобильных устройств.

Изначально мобильные дополнения были предназначены для быстрого доступа к электронной почте. Такое приложение имело очень высокий спрос, потому эта сфера стала стремительно развиваться.

Такому расширению способствовало быстрое развитие, как сотовой связи, так и беспроводных технологий. На данный момент все большее количество людей сидят в Интернете с мобильных устройств.

Итак, поскольку на сегодняшний день практически все носят при себе смартфон и другие переносные устройства, мобильные дополнения позволяют иметь быстрый доступ к нужной информации.

Мобильные приложения имеют такие преимущества:

  • удобный доступ к сервису электронной почты;
  • возможность входа в любую социальную сеть;
  • наличие различных игр;
  • полезные программы для жизни.

Польза мобильных дополнений

Ежедневно человек может быстро и легко проверить свою почту, отправить неограниченное число сообщений, независимо от их вместительности. Каждый из нас зарегистрирован в большом количестве социальных сетей, в таком случае мобильное приложение значительно облегчает доступ к ним на смартфоне и прочем мобильном устройстве.

Большой ассортимент игр в мире приложений помогает развлечь человека в свободное время в дороге, на работе и дома. Кроме забавных игр, существуют полезные приложения, такие как программы для прочтения книг, рецепты на все случаи жизни, программы тренировок, дневники похудения и так далее.

Кроме того, мобильные приложения — это отличный маркетинговый инструмент для любого бизнеса. Такие дополнения помогают быстро распространять необходимую информацию для определенного человека, эффективно взаимодействовать с клиентами, укреплять имидж компании, оптимизировать бизнес-процессы, а также получать доход от продажи приложений.

Что такое мобильное приложение смотрим в видео:

Сейчас любая компания хочет себе мобильное приложение. Когда мы стали заниматься разработкой iPhone и Android аппов на заказ, мы стали получать огромное количество запросов от клиентов. Первое время мы очень радовались этому факту, однако вскоре это стало нас расстраивать. Потому что большинство клиентов на самом деле не отдает себе отчет в том, зачем нужны мобильные приложения, как их используют люди и как они могут помочь в бизнесе. В этой статье я решил написать о типичных запросах клиентов, и почему нам часто приходится их расстраивать. А также о том, что же все-таки со всем этим делать.

Мобильное приложение - визитка

Клиент говорит:
- Мы хотим сделать приложение о нашей компании.
- Какие функции Вы бы хотели в нем видеть?
- Ну, информацию о нашей компании, контакты, форму заказа обязательно, новости, отзывы.
- Окей, а сколько на вашем сайте посетителей?
- Не знаю, может быть, 50
- А есть те, которые приходят повторно?
- Вряд ли, в основном люди попадают на наш сайт из поиска.

На вопрос «А зачем тогда люди станут устанавливать программу на телефон?» клиенты уже ответить не могут.

На самом деле все очень просто. Приложение - это инструмент для решения какой-то задачи. Вот три основных задачи, которые люди решают с помощью мобильных приложений:
- скоротать время;
- получить доступ в интернет при отсутствии других способов;
- срочно получить необходимую информацию;

Если приложение не решает ни одной из этих задач, оно скорее всего не нужно людям. Лучше потратьте деньги на хорошую мобильную версию сайта, и будет вам счастье! А если вы видите, что люди регулярно заходят на ваш сайт, то скорее всего сайт позволяет решить им какую-то задачу. Отразив ее в мобильном приложении, вы скорее всего получите довольных клиентов!

Мобильно приложение для Интернет-магазина

Клиент говорит:
- Мы хотим сделать приложение, с помощью которого можно будет просматривать каталог нашей продукции и делать заказ
- Окей, а какие цели вы преследуете?
- Мы бы хотели, чтобы люди находили наше приложение в Appstore и Android Market и совершали покупки.

На самом деле мобильное приложение делается для уже существующих постоянных клиентов. Если люди регулярно делают заказы в определенном магазине, то мобильное приложение для них может быть более удобным инструментом сделать заказ. Но много вы знаете таких интернет-магазинов? Большинство людей ищут товар в Яндексе, потом попадают в нужный интернет-магазин, делает заказ один раз и уходят. Неужели они станут ради одного заказа скачивать приложение? Гораздо лучше здесь подойдет мобильная версия сайта, на которую будут попадать люди, ищущие товары с мобильных устройств.

В этом случае клиенты часто приводят в пример Тануки и Империю Пиццы, приложения которых стали очень популярными. Но не надо забывать, что люди и так регулярно заказывали еду в этих заведениях. Приложение позволило делать это более удобно и из любого места. Конечно, пользователи были рады! Кроме того, эти заведения были одни из первых в России, которые сделали мобильное приложение, а сейчас этим уже никого не удивишь.

Но айфоны и айпэды - это ведь так модно. Можно нам все-таки сделать какое-нибудь приложение?

Конечно можно! Но предварительно надо все-таки хорошенько подумать, зачем люди будут его использовать регулярно. Если нет прямого очевидного применения, придумайте дополнительный, который и будет заставлять людей регулярно открывать приложение. Вот простые примеры, как сделать обычное приложение о компании нужным для постоянного использования.

Приложение о фитнес-клубе, содержащее также дневник тренировок и сборник упражнений
- Приложение о розничной сети, также включающее удобный список покупок
- Приложение ресторана, также включающее в себя рецепты блюд
- Приложение салона красоты с советами по макияжу на каждый день

Пока еще все-таки относительно мало российских компаний имеют свои мобильные приложения, поэтому выделиться на этом рынке не так сложно. Главное, слишком сильно не увлекаться, и не пытаться вставить аналог Angry Birds на одну из вкладок приложения инвестиционной компании.

Данное эссе дает обзор аргументов, приведенных в различных статьях для принятия решения, какую платформу выбрать при разработке проектов для мобильных устройств. В конце приведена попытка составить схематический итоговый алгоритм выбора платформы.

Определения

Существует два направления технической реализации проектов для мобильных устройств: мобильный web сайт и мобильное приложение.

Мобильным web сайтом будем считать специализированный сайт, адаптированный для просмотра и функционирования на мобильном устройстве. Сайт может включать в себя интерактивные компоненты с использованием JavaScript, HTML5, новых API браузеров. В этом случае такую реализацию называют web-приложением. Далее, чтобы избежать путаницы любой вариант, работающий внутри браузера мобильного устройства, будем называть web-сайтом.

Мобильное приложение – это специально разработанное приложение под конкретную мобильную платформу (iOS, Android, Windows Phone). Обычно приложение разрабатывается на языке высокого уровня и компилируется в нативный код ОС, дающий максимальную производительность.

Существует еще третий вариант – мобильное приложение, включающее в себя компонент браузера. В этом случае часть мобильного приложения чаще всего используется для навигации и интергации с ОС, а web-компонент – для показа контента. Обычные пользователи не могут зачастую отличить такой вариант от нативного мобильного приложения.

Аргументы

Интерфейс

Одним из первых аргументов, которые приводят сторонники приложений – наиболее близкий к ОС и привычный для пользователей интерфейс. Действительно мобильное приложение наиболее тесно интегрировано с платформой и дает реализовать привычный отзывчивый интерфейс. С другой стороны web сайт с помощью хорошего форматирования и использования JavaScript может дать вполне понятный метод взаимодействия. На текущий момент отзыв web сайта значительно уступает приложению, но мощность мобильных устройств продолжает расти и сами браузеры существенно меняются в лучшую сторону. Кроме того, различные версии мобильных ОС могут диктовать свои стандарты, которых приходится придерживаться. При этом некоторые нововведения могут оказаться не совсем понятны обычным пользователям. Существенным в данном случае является то, что наиболее активными пользователями (теми кто выставляет рейтинг и делает комментарии в магазинах приложений) являются те, кто «фанатеет» от последних новшеств мобильной ОС. На это стоит обратить внимание при продвижении проекта – их можно использовать как союзников, помогающих распространению.

Быстродействие

Web сайт, а особенно интерактивный, существенно уступает приложению с точки зрения быстродействия. Браузеры мобильных устройств пока не могут порадовать высокой производительностью, кроме того, web-разработчики используют не самые оптимизированные версии библиотек (плохая реализация этих библиотек никак не сказывается на «больших» браузерах, поэтому с этим там можно смириться). Однако и приложение не всегда может радовать хорошим быстродействием – излишняя анимация, сложный интерфейс значительно снижают «отклик». Кроме того, для сложной графики и анимации приходится использовать языки более низкого уровня, разрабатывать или покупать отдельные специализированные библиотеки.

Интеграция с платформой

В этой области приложения далеко опережают сайт. В приложении существенно больше возможностей для доступа к устройству. Однако выше упоминался уже третий вариант, когда компонент браузера внедряется в приложение и в этом случае такая разница нивелируется. Кроме того, постоянно растет уровень предоставления доступа к возможностям устройства из браузера через расширяющийся набор API.

Наличие Интернет

Web сайт запускается из браузера, поэтому требует постоянного соединения с сетью. Это не имеет значения, если проект реализуется исключительно как онлайновый. Однако даже в этом случае из-за особенностей мобильного доступа в Интернет переход между частями приложения (навигация) связана с неприятными для пользователя задержками. Возможно, использование API для хранения локальных данных решат эту проблему, но пока примеров такого применения найти не удалось. Мобильные приложения могут осуществлять работу без подключения, выполняя кеширование и обновление данных, если требуется, при появлении соединения. Но все же и приложению нужно подключение в подавляющем большинстве бизнес-решений.

Фрагментация

Для реализации проекта на всех или каких-то определенных платформах требуется разработать приложение для каждой из платформ отдельно, причем на каждой свои среда и язык разработки, свои стандарты интерфейса. В случае мобильного сайта одна версия должна покрывать потребности всех платформ. Так выглядит в теории. Но на практике оказывается, что браузеры на различных платформах функционируют по-разному. Приходится поддерживать либо несколько версий одного сайта, либо в коде подстраивать выдаваемый контент под текущий запрос. Существенные отличия в размерах экрана также сказываются и на верстке сайта.

Ресурсы

Существует такой аргумент, как наличие специалистов. Считается, что специалиста для разработки мобильных приложений очень трудно найти и требуется очень высокая оплата. Учитываем еще то, что под каждую платформу, скорее всего, потребуется отдельный разработчик. В то время как web разработчиков очень много и их услуги сравнительно меньше стоят. Видимо все зависит от конкретной ситуации и конкретного места. Если в наличие есть web-разработчик, то наиболее выгодным будет разработать именно web сайт, если есть мобильные разработчики, то вполне может оказаться не слишком затратным разработка приложения. Но опять же, зависит от проекта – если потребуется серверная часть (а она скорее всего потребуется), то опять же нужен будет web-разработчик, хотя возможно не такой высокой квалификации и трудоемкость его части будет существенно ниже.

Публикация

Приложения некоторых платформ «завязаны» на определенный магазин (AppStore, Windows Store). Даже если такой жесткой привязки нет, то пользователи все равно привыкли находить приложения в магазинах (Google Play). Такие магазины накладывают существенные ограничения на функции приложений (в первую очередь в области платных услуг), к тому же требуется значительно время на утверждение каждой новой версии. Со своей стороны web сайт доступен сразу, достаточно только открыть браузер и ввести адрес (хотя если присмотреться, то это довольно трудоемкое действие может оказаться). Новая версия web сайта доступна сразу на момент публикации. Возможность предоставления платных услуг никак не ограничивается. Опять же аргумент весьма своеобразный – с одной стороны ограничение и медленная публикация в магазине, с другой – в магазине уже есть огромное число пользователей и уже готовые системы для оказания платных услуг. Тогда как на сайт пользователей надо привести и оплата через сайт на мобильном устройстве остается очень трудоемкой процедурой.

Большое внимание в последнее время уделяется аббревиатуре HTML5. Это понятие существенно отличается, если смотреть на него с маркетинговой или технической точки зрения.

Технологически HTML5 это дальнейшее развитие языка разметки HTML. Однако сделан существенный шаг в сторону большей структуризации представления, нежели формата отображения. В язык добавлены большие мультимедийные возможности для проигрывания аудио и видео. Добавлена возможность работать с графикой. Существенно расширен язык форматирования CSS. В язык JavaScript добавлено несколько API для работы с графикой, локальными данными, мультимедийным контентом. Сам язык существенно переработан в сторону увеличения быстродействия. Стандарт HTML5 все еще находится в разработке и продолжает дополняться.

С маркетинговой точки зрения HTML5 это гораздо более широкое понятие. Под ним понимают еще много дополнительных API в той или иной степени поддерживаемых различными браузерами, многие интересные расширения CSS (в первую очередь в области интерактивного отображения). Основой понятия является высокая интерактивность сайта, которая позволяет пользователям принимать его за нативные приложения.
С точки зрения мобильной разработки существенно разделять обычный web сайт и сайт с использованием HTML5 не имеет смысла. Фактически стандартом любого сайта становится интерактивность в той или иной мере, реализованная с помощью JavaScript и новых API. Не целесообразно выделять отдельно разработчиков web сайта и разработчиков HTML5 – web разработчик должен свободно владеть технологиями HTML5 и использовать их в случае, если проект удобно реализовать с помощью последних разработок.

Выводы

Как оказывается, ни один из приведенных аргументов не склоняет чашу весов в ту или иную сторону. В каждом аргументе есть как преимущества, так и недостатки обоих вариантов решения. Третий, комбинированный, вариант тоже может решить часть проблем, но при этом порождает новые. Поэтому в каждом конкретном случае надо принимать решение исходя из текущей ситуации.

С точки зрения экономии ресурсов самым предпочтительным вариантом выглядит web разработка. Главное – не погрязнуть в тонкостях реализации, предоставить наиболее полезные функции пользователям. Помнить, что главное – контент, а «красивости» (анимация, графика) отходят на второй план.

Если планируется онлайн работа проекта как основной вариант взаимодействия с пользователем – безусловно, надо начинать с сайта, который может охватывать не только мобильных клиентов, но и пользователей стационарных компьютеров. В случае успеха можно далее реализовать отдельно мобильные приложения на выбранные платформы. Для большинства бизнес-приложений такой вариант наиболее подходит.

Если проект предусматривает больше оффлайн работу и нацелен на мобильных пользователей, то тут стоит отдать предпочтение приложениям. Однако, как упоминалось выше, возможно web разработчик все равно потребуется.
Для реализации игр и других приложений, требующих высокой производительности интерфейса вероятно дальновиднее реализовать через приложения. Существуют кросс платформенные библиотеки для разработки игр, которые позволяют на одном коде (или с минимальными изменениями) реализовать нативные приложения для различных платформ.

Суть вопроса

Довольно часто в общении с клиентами возникает вопрос: чем отличается мобильное приложение от мобильной версии сайта? Если адаптировать существующий сайт для мобильных устройств проще, чем разработать мобильное приложение с нуля, зачем обращаться в студии разработки мобильных приложений?

Что такое мобильный сайт

Под мобильной версией сайта подразумеваются или отдельные страницы, являющиеся по сути копиями страниц основного сайта, но которые адаптированы для отображения на небольших относительно десктопов экранах мобильных устройств, или переработанный основной сайт, верстка которого после переработки становится резиновой.

Резиновая (адаптивная) верстка автоматически изменяет стиль своего отображения в зависимости от размеров экрана. Однако, как будет сказано ниже, хорошо адаптировать сайт под мобильные устройства не означает просто уместить все его содержимое на небольшой экран.

Что такое мобильное приложение

Мобильное приложение – это специальный пакет, который устанавливается пользователем, как правило, через рынки (порталы, магазины, маркетплейсы) приложений (AppStore, Google Play) на мобильное устройство. Мобильные приложения в отличие от разметки сайта являются программами. Поэтому, в большинстве случаев создаются под какую-то конкретную платформу (iOS, Android, Windows Phone и т.д.).

Важно и о каком бизнесе идет речь: задачи по взаимодействию с пользователями при и при могут сильно различаться.

Плюсы разработки мобильного сайта бизнеса

Адаптация сайта для мобильных устройств имеет следующие положительные моменты:

  1. Низкий порог вхождения пользователей. Для того чтобы начать пользоваться мобильным приложением, его нужно установить. Для использования сайта достаточно просто перейти по ссылке. Если вы разместили QR-коды со ссылками на сайт и на приложение, то переходов на сайт всегда будет больше, чем установок мобильного приложения. Часть пользователей после перехода по ссылке на приложение в магазин все-таки его не установит.
  2. Кроссплатформенность. Сайт доступен на всех платформах и устройствах, даже на тех, о существовании которых мало кто знает.
  3. Мгновенные обновления. Для обновления приложения в магазинах всегда требуется определенное время на их проверку компаниями, владеющими магазинами. Обновленный сайт доступен пользователям практически сразу.
  4. Стоимость разработки и поддержки сайта обычно ниже, чем мобильного приложения.
  5. Стоимость продвижения сайта также ниже, чем приложения. Цена одного пользователя напрямую зависит от порога его вхождения (п.1). Чем он выше – тем выше и цена его привлечения. Для обеспечения захода пользователя на сайт вы устанавливаете определенную стоимость клика по рекламному блоку, после которого вы сразу получаете посетителя. В случае с мобильным приложением вам по сути нужно сделать то же самое. Только не факт, что после перехода в магазин приложений пользователь его еще и установит. Как следствие, цена установки выше цены клика.
Плюсы создания мобильного приложения

Разработка мобильных приложений обеспечивает следующее:

1. Полное взаимодействие с пользователями.

В отличие от мобильных версий сайтов, в случае с мобильным приложением у вас есть возможность отправлять push-уведомления. Если вы опубликовали что-то новое на сайте, пользователи узнают об этом только когда туда зайдут. На мобильное приложение вы просто отправляете push-сообщение.

Локальные оповещения работают примерно так же, только устанавливаются на самом устройстве. Если пользователь выполнил какое-то действие в приложении, которое ожидает от него реакции через определенное время, приложение само напомнит ему об этом.

Также появляются и более широкие возможности обратной связи. Пользователи оставляют сообщения и в магазинах приложений, и персонально через приложение.

⋅ 2. Качественный интерфейс.

Хорошо адаптировать сайт для мобильных устройств – не просто уместить его в маленький экран. Все элементы управления (кнопки, текстовые поля, ссылки) должны быть удобными для нажатия пальцем, а не курсором мыши. Экраны устройств бывают разными и по размеру, и по плотности пикселей. При большой плотности пикселей (retina дисплеи) экран телефона может иметь очень большое разрешение (например, 1440 x 2560 пикселей), но при этом быть небольшим в физических размерах. Таким образом, экраны телефонов могут быть больше по разрешению, чем дисплеи ноутбуков, но иметь при этом меньшие диагонали. Мобильные операционные системы имеют свою логику работы, чтобы бороться с эффектом, когда нужно покупать точилку для пальцев, чтобы попасть в маленькие кнопочки. Но работает эта логика по-разному на разных платформах и устройствах. В результате вы почти всегда не знаете, как выглядит ваш сайт на том или ином девайсе. Есть шанс, что сайтом не просто неудобно пользоваться, но и вовсе невозможно это делать.

Качество интерфейса сказывается и в навигации. Каждая мобильная операционная система имеет свою логику перехода между рабочими экранами в приложениях. В Android это кнопка Back (Назад), в iOS – провод пальцем от левого края экрана. Пользователи каждой операционной системы привыкли к одному и тому же поведению в каждом приложении. Навигация же на каждом сайте сделана по своему и, зайдя на очередной из них, нужно каждый раз искать глазами кнопки “Ок”, “Назад”, “Отмена” и т.д., которых может и не оказаться.

В этом же пункте находится общая структура интерфейса: если приложение, к примеру, должно отобразить список ресторанов, то оно, скорее всего, это сделает в том числе и по расстоянию от пользователя, зная его текущее местоположение. Логика же работы мобильного сайта всегда проще и не учитывает множество данных, которые может предоставить мобильное устройство.

⋅ 3. Высокий уровень персонализации.

В мобильном приложении есть возможность запоминать все данные пользователя и менять интерфейс в зависимости от его потребностей. Если пользователь ввел какие-то данные (например, свой домашний адрес в приложении доставки), то ему не нужно будет вводить этот адрес снова. Даже на разных устройствах при включенной облачной синхронизации, он всегда будет видеть приложения с заполненными персональными данными.

4. Работа в оффлайне.

Интернет на мобильных устройствах в последнее время есть довольно часто, но не всегда. Даже при наличии мобильного интернет-соединения его качество всегда в среднем хуже, чем качество домашних и офисных интернет-линий. Чтобы пользователи не теряли связь с вашим продуктом как только оборвалась интернет-связь, разработка мобильного приложения – единственное возможное решение.

4. Использование возможностей устройства в полной мере.

Мобильные устройства являются персональными устройствами. Они знают о своем владельце очень многое, и использование этой информации для увеличения уровня сервиса является одной из ключевых причин бурного роста мобильных приложений. Например, iOS запоминает основные временные интервалы поведения владельца устройства: когда он чаще всего перемещается из точки А в точку В, когда заряжает устройство, когда ложится спать, когда открывает то или иное приложение. Если вы открываете новостное приложение, операционная система заранее говорит ему “скоро тебя откроют”, последние новости загружаются в фоновом режиме и на момент появления приложения на экране они уже видны вам.

Этот пункт относится и к железу устройства. В зависимости от типа приложения вы можете брать данные с камеры, акселерометра, компаса, барометра и т.д.

Выводы

Мобильная версия сайта всегда лучше, чем ее отсутствие.
Мобильное приложение не всегда лучше, чем мобильная версия сайта.
Не всегда есть возможность такое мобильное приложение опубликовать (например, в руководстве разработчикам Apple указывает пункт “2.12 Apps that are not very useful, unique, are simply web sites bundled as Apps, or do not provide any lasting entertainment value may be rejected” – “2.12 Приложения, не являющиеся полезными, уникальными, представляющие собой просто мобильную версию сайта или не предоставляющие никакой заметной пользы / удовольствия от использования могут быть отклонены”).

Если вам необходим минимальный функционал, нужно что-то протестировать или найти какое-то временное решение – лучше сделать мобильную версию сайта. Это будет и дешевле, и быстрее даст какое-то понимание о действиях и предпочтениях пользователей.

Если же вам нужно построить длительные, качественные и продуктивные отношения с клиентом, если для вас важно впечатление, которое вы производите на пользователя и уровень комфорта, который вы ему обеспечиваете, то мобильное приложение – закономерный выбор.

  • Разработка мобильных приложений ,
  • Разработка под Android
  • Данное эссе дает обзор аргументов, приведенных в различных статьях для принятия решения, какую платформу выбрать при разработке проектов для мобильных устройств. В конце приведена попытка составить схематический итоговый алгоритм выбора платформы.

    Определения

    Существует два направления технической реализации проектов для мобильных устройств: мобильный web сайт и мобильное приложение.

    Мобильным web сайтом будем считать специализированный сайт, адаптированный для просмотра и функционирования на мобильном устройстве. Сайт может включать в себя интерактивные компоненты с использованием JavaScript, HTML5, новых API браузеров. В этом случае такую реализацию называют web-приложением. Далее, чтобы избежать путаницы любой вариант, работающий внутри браузера мобильного устройства, будем называть web-сайтом.

    Мобильное приложение – это специально разработанное приложение под конкретную мобильную платформу (iOS, Android, Windows Phone). Обычно приложение разрабатывается на языке высокого уровня и компилируется в нативный код ОС, дающий максимальную производительность.

    Существует еще третий вариант – мобильное приложение, включающее в себя компонент браузера. В этом случае часть мобильного приложения чаще всего используется для навигации и интергации с ОС, а web-компонент – для показа контента. Обычные пользователи не могут зачастую отличить такой вариант от нативного мобильного приложения.

    Аргументы

    Интерфейс

    Одним из первых аргументов, которые приводят сторонники приложений – наиболее близкий к ОС и привычный для пользователей интерфейс. Действительно мобильное приложение наиболее тесно интегрировано с платформой и дает реализовать привычный отзывчивый интерфейс. С другой стороны web сайт с помощью хорошего форматирования и использования JavaScript может дать вполне понятный метод взаимодействия. На текущий момент отзыв web сайта значительно уступает приложению, но мощность мобильных устройств продолжает расти и сами браузеры существенно меняются в лучшую сторону. Кроме того, различные версии мобильных ОС могут диктовать свои стандарты, которых приходится придерживаться. При этом некоторые нововведения могут оказаться не совсем понятны обычным пользователям. Существенным в данном случае является то, что наиболее активными пользователями (теми кто выставляет рейтинг и делает комментарии в магазинах приложений) являются те, кто «фанатеет» от последних новшеств мобильной ОС. На это стоит обратить внимание при продвижении проекта – их можно использовать как союзников, помогающих распространению.

    Быстродействие

    Web сайт, а особенно интерактивный, существенно уступает приложению с точки зрения быстродействия. Браузеры мобильных устройств пока не могут порадовать высокой производительностью, кроме того, web-разработчики используют не самые оптимизированные версии библиотек (плохая реализация этих библиотек никак не сказывается на «больших» браузерах, поэтому с этим там можно смириться). Однако и приложение не всегда может радовать хорошим быстродействием – излишняя анимация, сложный интерфейс значительно снижают «отклик». Кроме того, для сложной графики и анимации приходится использовать языки более низкого уровня, разрабатывать или покупать отдельные специализированные библиотеки.

    Интеграция с платформой

    В этой области приложения далеко опережают сайт. В приложении существенно больше возможностей для доступа к устройству. Однако выше упоминался уже третий вариант, когда компонент браузера внедряется в приложение и в этом случае такая разница нивелируется. Кроме того, постоянно растет уровень предоставления доступа к возможностям устройства из браузера через расширяющийся набор API.

    Наличие Интернет

    Web сайт запускается из браузера, поэтому требует постоянного соединения с сетью. Это не имеет значения, если проект реализуется исключительно как онлайновый. Однако даже в этом случае из-за особенностей мобильного доступа в Интернет переход между частями приложения (навигация) связана с неприятными для пользователя задержками. Возможно, использование API для хранения локальных данных решат эту проблему, но пока примеров такого применения найти не удалось. Мобильные приложения могут осуществлять работу без подключения, выполняя кеширование и обновление данных, если требуется, при появлении соединения. Но все же и приложению нужно подключение в подавляющем большинстве бизнес-решений.

    Фрагментация

    Для реализации проекта на всех или каких-то определенных платформах требуется разработать приложение для каждой из платформ отдельно, причем на каждой свои среда и язык разработки, свои стандарты интерфейса. В случае мобильного сайта одна версия должна покрывать потребности всех платформ. Так выглядит в теории. Но на практике оказывается, что браузеры на различных платформах функционируют по-разному. Приходится поддерживать либо несколько версий одного сайта, либо в коде подстраивать выдаваемый контент под текущий запрос. Существенные отличия в размерах экрана также сказываются и на верстке сайта.

    Ресурсы

    Существует такой аргумент, как наличие специалистов. Считается, что специалиста для разработки мобильных приложений очень трудно найти и требуется очень высокая оплата. Учитываем еще то, что под каждую платформу, скорее всего, потребуется отдельный разработчик. В то время как web разработчиков очень много и их услуги сравнительно меньше стоят. Видимо все зависит от конкретной ситуации и конкретного места. Если в наличие есть web-разработчик, то наиболее выгодным будет разработать именно web сайт, если есть мобильные разработчики, то вполне может оказаться не слишком затратным разработка приложения. Но опять же, зависит от проекта – если потребуется серверная часть (а она скорее всего потребуется), то опять же нужен будет web-разработчик, хотя возможно не такой высокой квалификации и трудоемкость его части будет существенно ниже.

    Публикация

    Приложения некоторых платформ «завязаны» на определенный магазин (AppStore, Windows Store). Даже если такой жесткой привязки нет, то пользователи все равно привыкли находить приложения в магазинах (Google Play). Такие магазины накладывают существенные ограничения на функции приложений (в первую очередь в области платных услуг), к тому же требуется значительно время на утверждение каждой новой версии. Со своей стороны web сайт доступен сразу, достаточно только открыть браузер и ввести адрес (хотя если присмотреться, то это довольно трудоемкое действие может оказаться). Новая версия web сайта доступна сразу на момент публикации. Возможность предоставления платных услуг никак не ограничивается. Опять же аргумент весьма своеобразный – с одной стороны ограничение и медленная публикация в магазине, с другой – в магазине уже есть огромное число пользователей и уже готовые системы для оказания платных услуг. Тогда как на сайт пользователей надо привести и оплата через сайт на мобильном устройстве остается очень трудоемкой процедурой.

    Большое внимание в последнее время уделяется аббревиатуре HTML5. Это понятие существенно отличается, если смотреть на него с маркетинговой или технической точки зрения.

    Технологически HTML5 это дальнейшее развитие языка разметки HTML. Однако сделан существенный шаг в сторону большей структуризации представления, нежели формата отображения. В язык добавлены большие мультимедийные возможности для проигрывания аудио и видео. Добавлена возможность работать с графикой. Существенно расширен язык форматирования CSS. В язык JavaScript добавлено несколько API для работы с графикой, локальными данными, мультимедийным контентом. Сам язык существенно переработан в сторону увеличения быстродействия. Стандарт HTML5 все еще находится в разработке и продолжает дополняться.

    С маркетинговой точки зрения HTML5 это гораздо более широкое понятие. Под ним понимают еще много дополнительных API в той или иной степени поддерживаемых различными браузерами, многие интересные расширения CSS (в первую очередь в области интерактивного отображения). Основой понятия является высокая интерактивность сайта, которая позволяет пользователям принимать его за нативные приложения.
    С точки зрения мобильной разработки существенно разделять обычный web сайт и сайт с использованием HTML5 не имеет смысла. Фактически стандартом любого сайта становится интерактивность в той или иной мере, реализованная с помощью JavaScript и новых API. Не целесообразно выделять отдельно разработчиков web сайта и разработчиков HTML5 – web разработчик должен свободно владеть технологиями HTML5 и использовать их в случае, если проект удобно реализовать с помощью последних разработок.

    Выводы

    Как оказывается, ни один из приведенных аргументов не склоняет чашу весов в ту или иную сторону. В каждом аргументе есть как преимущества, так и недостатки обоих вариантов решения. Третий, комбинированный, вариант тоже может решить часть проблем, но при этом порождает новые. Поэтому в каждом конкретном случае надо принимать решение исходя из текущей ситуации.

    С точки зрения экономии ресурсов самым предпочтительным вариантом выглядит web разработка. Главное – не погрязнуть в тонкостях реализации, предоставить наиболее полезные функции пользователям. Помнить, что главное – контент, а «красивости» (анимация, графика) отходят на второй план.

    Если планируется онлайн работа проекта как основной вариант взаимодействия с пользователем – безусловно, надо начинать с сайта, который может охватывать не только мобильных клиентов, но и пользователей стационарных компьютеров. В случае успеха можно далее реализовать отдельно мобильные приложения на выбранные платформы. Для большинства бизнес-приложений такой вариант наиболее подходит.

    Если проект предусматривает больше оффлайн работу и нацелен на мобильных пользователей, то тут стоит отдать предпочтение приложениям. Однако, как упоминалось выше, возможно web разработчик все равно потребуется.
    Для реализации игр и других приложений, требующих высокой производительности интерфейса вероятно дальновиднее реализовать через приложения. Существуют кросс платформенные библиотеки для разработки игр, которые позволяют на одном коде (или с минимальными изменениями) реализовать нативные приложения для различных платформ.