…добро пожаловать в век Опыта!

Спустя двадцать пять лет после появления World Wide Web, Информационный век подходит к концу. Благодаря распространению мобильных устройств с сенсорными экранами, и Интернета во всем мире, мы сейчас вступаем то, что называют Веком Опыта («Experience Age»).

Когда в последний раз вы обновляли свой статус на Facebook? Может быть, вы больше вообще этого не делаете? Если верить статистике, то из 1,6 млрд пользователей Facebook только 21 процент постоянно обновляет свой статус.

Поле состояния, статус - икона Информационного века. В этот период доминировали настольные компьютеры, работающие, чтобы организовать всю информацию в мире. Символы Experience Age сильно отличаются, и появились благодаря микрокомпьютерам, мобильным датчикам и высокоскоростному подключению.

Смерть статусов и поля состояния – только небольшая часть более крупного сдвига от информации к опыту. Меняется контекст наших онлайн-взаимодействий, в первую очередь из-за использования разных устройств.

Вы и ваш профиль – не одно и то же

Для того, чтобы проиллюстрировать, что происходит, рассмотрим Facebook и Snapchat.

Facebook - пережиток Информационного века. Наряду с другими социальными сетями своего поколения, Facebook был построен по принципу накопления.

Накопление проявляется в цифровом профиле, где ваша идентичность является суммой всей информации, которую вы сохранили - текст, фотографии, видео, веб-страницы. В Информационную эру мы отожествляли себя с этим цифровым профилем.

Но мобильные полностью изменили то, как мы рассматриваем цифровую идентификацию. С возможностью транслировать через камеру себя в реальном времени, накопленная информация занимает задние позиции в вопросе постоянного самовыражения. «Виртуальный я» становится все менее очевидным. Я могу быть результатом всего, что я сделал, но я не накопление этого.

Snapchat - для этой новой реальности.

Многие люди думают, что Snapchat идеален для секретных переписок. Но реальное новшество эфемерных сообщений Snapchat - не то, что они самоуничтожаются. На самом деле они заставляют нас забыть о привычке накапливать информацию.

Как результат –

профиль больше не является центром социальной вселенной. В веке опыта вы – это не ваш профиль. Вы – это просто вы.

Покажи, не говори

Основная идея Века Опыта - я покажу вам свою точку зрения, взамен вы даете мне ваше внимание. Вы можете сказать, что социальные сети всегда были на этом построены.

Да. Но истории, которые мы рассказываем друг другу в настоящее время, начинаются и заканчиваются визуально, что делает повествование более буквальным, чем когда-либо.

В век информации, началом общения было сообщение . На Facebook вы печатаете новый статус, добавляете метаданные, такие, как ваше местоположение, и выбираете подходящий смайлик, чтобы показать, как вы себя чувствуете. Этот подход также виден в механизмах обратной связи Facebook, - шесть предварительно отобранных реакций.

В противоположность этому, Snapchat всегда начинается с изображения с камеры. Обратная связь отправляется пассивно. Вы видите друзей, которые смотрели ваши снимки. В эре опыта, основной вход – визуальный.

Сегодня мы повсеместно используем мобильные телефоны. В будущем для такой визуальной связи будут задействованы умные контактные линзы или очки, например.

Пирамида опыта

Изменения в восприятии виртуальной реальности не остаются незамеченными. Интернет используется совершенно не так, как десять лет назад. Это поняли технические гиганты, которые предлагают нам стриминговые сервисы и камеры с обзором на 360 градусов.

Глобальная «гонка вооружений» идет полным ходом, и начинает создавать наслоение технологий, которые можно назвать пирамидой опыта.

В нижней части находится нулевой слой, реальный мир. Технологии, по сути, служат для передачи реальных моментов. Реальность является основой.

По мере продвижения вверх, слои переходят от физического до логического. На вершине находятся продукты, такие как Snapchat Live, и Periscope. Технологии завтрашнего дня будут еще более захватывающими.

Век опыта будет стимулировать выпуск новых продуктов на рынок быстрее, так как каждый слой может расти независимо друг от друга. Это открывает огромные возможности, ведь некоторые слои еще даже не открыты.

Наши онлайн и оффлайн идентичности сближаются, истории, которые мы рассказываем друг другу, теперь начинаются и заканчиваются визуально, и все это ускоряет развитие управляемых продуктов. Вместе взятые, эти тенденции приоткрывают дверь для нового золотого века технологий.

Это захватывающее время, чтобы создавать новое.

Вместо выводов

Мы действительно используем интернет совершенно по-другому, чем даже пять лет назад. Меньше ищем информацию, больше общаемся. Технологии позволяют ощутить собеседника рядом, хотя он находится за тысячи километров от нас. Стираются границы и расстояния, стирается грань между виртуальной реальностью и настоящей.

Сейчас будет появляться все больше технологий и продуктов, которые будут дальше размывать границы. Приготовьтесь к абсолютно новым разработкам, к новому подходу к дизайну и кодингу.

Мы и так видим, как меняются стандарты, как появляются новые инструменты и технологии, языки программирования. Еще несколько лет назад разработка приложений для мобильного была чем-то фантастическим, за что платили бешенные деньги. Специалистов не хватало. Сейчас же разработчики часто не могут хотя бы за копейки продать приложение – рынок переполнен.

Развитие не стоит на месте. Мало того, в наше время оно просто несется вперед с огромной скоростью. Так что наступление нового века, Experience Age, закономерно. Нам предлагают новые технологии, новый способ использования информации – и мы принимаем его. Потому что так интереснее и удобнее.

Что принесет новый век для фрилансеров? Новые способы общения с заказчиками . Стандартные мессенджеры для переписки могут отойти на задний план. Куда интереснее общаться «в живую». Работу над проектом тоже можно показывать в реальном времени – и это доступно уже сейчас!

Разработчики уже сейчас могут осваивать новые технологии, чтобы разрабатывать приложения для живого общения в реальном времени.

И как всегда – фрилансерам нужно стараться идти в ногу со временем. Задачи, которые будут перед вами ставить, будут все сложнее и интереснее.

21 век – информационный век. Так полагается называть это столетие. Да, мир изменился с появлением информационных технологий, которые облегчили жизнь человека. Даже сравнивая нынешнее десятилетие и конец двадцатого века, удивишься преображению мира. Сейчас за нас всё делают машины, и повсюду окружает электроника. Человеку стало легче жить, потому что некоторую физическую работу, которую он раньше исполнял, теперь выполняет машина, робот. И тем более, я уже не говорю об умственной работе человека, с которой легко справляется компьютер. Даже книжки стали читать в электронном виде; и людей, предпочитающих книжный переплёт и шелест страниц, осталось не так много. Тогда что говорить о письмах? Электронные и рукописные письма стоят пока на одной ступени, но исходя из социологических опросов, электронные возьмут верх. Да это и понятно – доставка электронных писем производится быстрее, не нужно напрягать руку, чтобы что-то написать, да и это удобно – все пользуются электронной почтой! Тогда что получается, прошлое уходит, и новые информационные технологии займут первое место в нашей жизни?

Да, множество людей так и считают. И это верно. Действительно, на протяжении всего жизненного пути человечества от древнейших времён до наших дней, стиль жизни постоянно менялся. Так, например, переход от каменных орудий к железным, или от ручной работы к машинной. Так всегда было и будет. Прошлое уйдет, и мы будем знать о том, как жило человечество раньше, но мы не возьмем деревянный плуг, чтобы распахать поле. Но также часть населения планеты считают, что нынешнее поколение, привыкнув к удобству и легкости жизни, уже не думает о развитии общества и наук в целом. И это мнение легко понять – нынешнее поколение привыкло к такому миру, где все, что нужно уже открыто и доказано, где всё готово, и остаётся только жить. И тогда выкрадывается такое мнение: «Им просто не интересно изучать что-то новое, и погружаться вглубь уже доказанного». Но так ли это? Я считаю, что внешние факторы не так влияют на человека. Ведь если посмотреть на наших великих учёных – они жили в разных эпохах, жили на разных континентах, и их не так много от остального процента населения мира! Так и сейчас. Я уверена, что и в наше время найдётся юноша, заинтересованный науками. Науки каждые нужны, науки каждые важны – но всё же, не каждый будет углубляться в познании. А кто-то, действуя философским направлением «Мир познаваем» стремится отыскать что-то новое, узнать, как это изменит человечество, и доказать всему миру свою точку зрения и остаться довольным. Ему это интересно, он делает всё, чтобы отыскать верный путь решения задачи. Не важно, что его окружает, важно его стремление познать. Всегда стремление преобладает перед возможностями.

«Науки юношей питают»… Всё, чем занимаются учёные – это науки. И в каждом временном отрезке, на любом континенте найдётся юноша, чей разум требует открытий.

Чакалова Мария, 14 лет

В последние десятилетия мир переживает переход от "индустриального общества" к "обществу информационному". Происходит смена способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений. Люди все чаще используют такие понятия как «информация», «информатизация», «информационные технологии», «информационные системы» и т.д.

Но всегда ли общество было «информационным»? Существует мнение, что мир пережил несколько информационных революций.

Первая информационная революция связана с изобретением и освоением человеческого языка, который, точнее устная речь, выделила человека из мира животных. Это позволило человеку хранить, передавать, совершенствовать, увеличивать приобретенную информацию.

Вторая информационная революция заключалась в изобретении письменности. Зафиксированное в письменных текстах знание было ограниченное, и, следовательно, мало доступно. Так было до изобретения книгопечатания.

Что в свою очередь обосновало третью информационную революцию. Здесь наиболее очевидна связь информации и технологии. Механизмом этой революции был печатный станок, который удешевил книгу и сделал информацию более доступной.

Четвертая революция, плавно переходящая в пятую, связана с созданием современных информационных технологий (телеграф, телефон, радио, телевидение). Но самым поразительным было создание современных компьютеров и средств телекоммуникаций.

Рождение новых технологий всегда носило революционный характер, но, с другой стороны, технологические революции не уничтожали классических традиций. Каждая предшествующая технология создавала определенную материальную и культурную базу, необходимую для появления последующей. Каждая смена поколений средств информационной техники и технологии требует переобучения и радикальной перестройки инженерного мышления специалистов, смены чрезвычайно дорогостоящего технологического оборудования и создания все более массовой вычислительной техники. Это установление постоянных эволюционных темпов носит весьма общий характер, тем более что передовая область техники и технологии определяет характерный ритм времени технического развития в целом.

Подлинная информационная революция связана, прежде всего, с созданием электронно-вычислительных машин в конце 40-х годов, и с этого же времени исчисляется эра развития информационной технологии. Развитие ЭВМ и информационных технологий стало символом научно-технического прогресса и значительно расширило горизонты интеллектуальных возможностей человека. За короткое время своего существования электронно-вычислительная техника сильно преобразилась: стала высокоэффективной, компактной, простой в обращении, относительно дешевой. Это позволило практически полностью изменить весь уклад жизни в постиндустриальной цивилизации Запада. В России этот процесс идет с определенным отставанием в силу исторических и социально-политических причин, но, тем не менее, набирает силу.

Таким образом, под информационной революцией целесообразно считать только современный этап развития человечества, связанный с появлением новых информационных систем, информационных технологий, т.к. по информационной насыщенности, по темпам распространения и глобальному охвату аналогов этому процессу в истории человечества нет.

В отличие от предыдущих технологических революций, основанных на материи и энергии, это фундаментальное изменение затрагивает наше понимание времени, пространства, расстояния и знания. В основе информационной революции лежит взрывное развитие информационных технологий, разнообразие и возможность применения которых лимитированы лишь изобретательностью самого человека.

Природа информационной революции пока до конца не исследована, однако ее смысл становится все более понятным. Наступает век экономической глобализации, и существуют самые разные мнения по поводу того, какое влияние этот процесс может оказать на развитие отдельных стран и человеческой цивилизации в целом.

В масштабах всей цивилизации развертывается процесс информатизации, который активно влияет на основы человеческого бытия, т.е. это не просто технический или технологический, но социальный или даже социо-культурный процесс. Электронное моделирование становится неотъемлемой частью интеллектуальной деятельности человечества. Сопоставление «электронного мозга» с человеческим привело к идее создания нейрокомпьютеров - ЭВМ, которые могут обучаться. Нейрокомпьютер поступает так же, как человек, т.е. многократно просматривает информацию, делает множество ошибок, учится на них, исправляет их и, наконец, успешно справляется с задачей. Нейрокомпьютеры применяются для распознавания образов, восприятия человеческой речи, рукописного текста и т.д. Каждый успешный шаг на этом пути помогает людям понять механизм процессов, лежащих в основе нашей психики и интеллекта. Этот путь и может привести от микротехнологий к нанотехнологии и наносистемам, что пока относится к области научной фантастики.

Информационная технология обладает интегрирующим свойством по отношению как к научному знанию в целом, так и ко всем остальным технологиям. Она является важнейшим средством реализации, так называемого формального синтеза знаний. В информационных системах на компьютерной базе происходит своеобразный формальный синтез разнородных знаний. Память компьютера в таких системах представляет собой как бы энциклопедию, вобравшую в себя знания из различных областей. Эти знания здесь хранятся и обмениваются в силу их формализованности.

Наметившееся расширение возможностей программирования качественно отличных знаний позволяет ожидать в ближайшей перспективе существенную рационализацию и автоматизацию научной деятельности. Вместе с тем внедрение науки в качестве фундаментальной основы в современные технологии требуют такого объема и качества расчетно-вычислительной деятельности, которая не может быть осуществлена никакими традиционными средствами, кроме средств, предлагаемых современными компьютерам. Особая роль отводится всему комплексу информационной технологии и техники в структурной перестройке экономики в сторону наукоемкости. Объясняется это двумя причинами.

Во-первых, все входящие в этот комплекс отрасли сами по себе наукоемки (фактор научно-теоретического знания приобретает все более решающее значение). Во-вторых, информационная технология является своего рода преобразователем всех других отраслей хозяйства, как производственных, так и непроизводственных, основным средством их автоматизации, качественного изменения продукции и, как следствие, перевода частично или полностью в категорию наукоемких. Связан с этим и трудосберегающий характер информационной технологии, реализующийся, в частности, в управлении многих видов работ и технологических операций. Информационная технология сама создает средства для своей эволюции. Формирование саморазвивающейся системы - важнейший итог, достигнутый в сфере информационной технологии.

Технология - это средство создания искусственного мира. Следовательно, она оказывает определенное экологическое давление на естественную среду. Опасным это давление становится тогда, когда его интенсивность превышает регенеративный потенциал природы. Главная опасность технологического давления на естественную среду - сужение многообразия форм жизни, что в эволюционной перспективе снижает выживаемость биосферы в целом. Корни этой проблемы носят информационно-генетический характер, и ее решение должно быть достигнуто на основе слияния информационной и генетической ветвей технологии. Один из путей решения данной проблемы это формирование информационной инфраструктуры техносферы, которая позволит повысить эффективность технологических производств и их развития почти до теоретических пределов и снизить степень эволюционного риска технологии. Можно сказать, что в целом информатизация общества повышает степень биосферосовместимости.

Таким образом, важнейшее значение информационной технологии состоит в том, что она открывает пути научно-технического прогресса без дальнейшей массово-энергетической экспансии, что должно способствовать поддержанию экологического равновесия биосферы. Для определения перспективы человечества необходимо разработать общую концептуальную платформу анализа мирового развития. Основу данной концепции может составить учение В.И. Вернадского о ноосфере. Разработка теории ноосферы требует изучения современных процессов, происходящих в природе и обществе в их единстве. Ноосфера представляется здесь в качестве естественного этапа развития биосферы, важнейшим элементом которой является человек с его интеллектом, вооруженный новейшими технологиями, среди которых фундаментальное значение приобретает информационная технология.

Осознавая все преимущества информационного общества, нельзя, однако, не признать, что информационная революция несет с собой не только новые решения и возможности, но и новые проблемы. "Высокоскоростная глобальная экономика" напоминает всемирные гонки, в которых в качестве приза выступает конкурентное преимущество, а финишная лента постоянно отодвигается. Главная опасность заключается в том, что усиливающаяся глобализация производства и мобильность всемирных корпораций может неблагоприятным образом повлиять на политику охраны окружающей среды, а также права на труд и социальную защиту, - причем во всемирном масштабе. Реальным сигналом тревоги является беспрецедентное сокращение рабочих мест в компаниях, связанных с информационными технологиями, в экономически наиболее развитых странах

Кроме того, информационные технологии пока никак не повлияли на решение проблемы равенства граждан, регионов и стран. Даже выйдя на социальную арену, они не проникли дальше индивидуального уровня, т.е. пока речь идет скорее о распространении персональных компьютеров, нежели об организации доступа к информационным ресурсам и услугам для сообществ. До сего дня информационные технологии служили лишь укреплению благосостояния и власти, а основные социальные изменения, которые они принесли с собой, произошли пока только на рабочих местах и во взаимоотношениях между компаниями.

В условиях интенсивного использования глобальных сетей возникают новые формы культурной агрессии со стороны наиболее развитых стран в отношении менее развитых, появляется опасность утраты целыми сообществами своей культурной и национальной самобытности, включая самобытность языковую, происходит навязывание человечеству потребительских предпочтений и вкусов в интересах узкой группы транснациональных компаний-производителей и пр. Эффективные методы противодействия этим и другим опасностям информационного века, как и в случае защиты национальных производителей, лежат не в области отгораживания себя от глобального информационного пространства, а в сфере развития собственного полноценного участия в формировании этого пространства.

Все большее распространение "экранной" культуры, неизбежность столкновения с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы иллюзия и действительность, создают некоторые психологические (и даже психические) проблемы. По мере нарастания объема информации людям становится труднее ориентироваться в ее содержании, ограждать себя от ее избытка.

В условиях существования открытых, легко доступных и легко наполняемых информационных сетей возникает проблема ограничения информации, считающейся социально и экономически опасной; проблема электронного распространения персональных данных, проблема информационного элитаризма, когда лишь часть населения получает доступ к новым технологиям и информационным ресурсам и в состоянии реализовать это преимущество; проблема соблюдения авторских прав и прав производителей электронной информации.

Главная отличительная особенность современного кризиса цивилизации заключается в том, что его глубинные корни находятся не в экономической, социальной или же политической сферах, а в гуманитарной сфере. Суть проблемы состоит в том, что сознание современного общества не адекватно отражает существующую реальность и, самое главное, не соответствует необходимой ориентации вектора дальнейшего развития цивилизации в направлении сохранения биосферы и перехода на модель устойчивого развития.

Поэтому именно эта проблема и является, сегодня наиболее актуальной и именно она должна получить наивысший приоритет в системе образования и воспитания людей нового поколения, а также в государственной научно-технической политике, в сфере культуры и, в особенности, в средствах массовой информации.

Глобальная информатизация общества, стремительное развитие региональных и глобальных систем телевидения, радиовещания и компьютерных информационно-телекоммуникационных сетей, а также новых высокоэффективных средств информатики и информационных технологий создают для решения этой стратегически важной проблемы совершенно новые возможности.

Уже сегодня эти возможности таковы, что можно вполне обоснованно говорить о начале принципиально новой эры в развитии человеческого общества - эры управляемой ментальной эволюции. Так, например, уже существующие сегодня новые информационные технологии позволяют целенаправленно формировать индивидуальное и коллективное сознание многих миллионов людей. К сожалению, они сегодня активно используются лишь в целях рекламы различных товаров и услуг, в политической борьбе отдельных лидеров и группировок, а также в сфере информационного противоборства и информационной войны между различными странами и транснациональными компаниями.

За двадцать пять лет после появления World Wide Web многое в мире изменилось. Но теперь информационный век подходит к концу. Благодаря экранам мобильных устройств и интернету во всем мире мы сейчас вступаем в эпоху, которую можно назвать «век опыта». Или тот отрезок времени, где массивы информации надо умело применять. Сами по себе они уже ничего не дают.

Когда в последний раз вы обновили свой статус на Facebook? Может быть, вы больше не делаете этого? А знаете, сколько человек все еще обновляют? Только 21 процент. Из 1,6 млрд пользователей Facebook. Причем оригинальных постов все меньше и меньше. Пользователи просто забирают то, что понравилось, не создавая ничего своего.

Поле состояния является иконой информационного века. Но тот период, когда доминировали настольные компьютеры и компании организовывали раздачу информации в мир, закончился. Сами компьютеры стали маленькими, технологии мобильными, а высокоскоростное подключение повсеместным.

Так что смерть статусов в социальных сетях – это всего лишь еще один показатель того, что человек уделяет время лишь на то, что ему больше нужно. На все времени давно не хватает. Информацию надо уметь использовать. Невозможно применить ее всю. То есть самого наличия информации уже недостаточно. Меняется контекст наших онлайн-взаимодействий. Он также определяется нашими подключенными устройствами. То есть смартфоны оттолкнули нас от ПК и заставили меняться.

Ты не твой профиль

Давайте проиллюстрируем сказанное на примере Facebook и Snapchat .

Facebook является наглядным показателем информационного века. Наряду с другими социальными сетями своего поколения Facebook была построена по принципу настольной эры – и символизировала собой накопление. Больше лайков, больше фотографий, больше постов, больше информации.

Накопление проявляется в цифровом профиле, где идентичность пользователя складывается из всей суммы информации, что он сохранил: текст, фотографии, видео, веб-страницы. Эван Шпигель первым исследовал этот процесс в 2015 году и выложил видеоролик на YouTube под названием «Что такое Snapchat?». Вердикт прост: в информационном веке мы сопоставляли себя со своими профилями.

Но мобильная эра нас изменила. Мы изменили подход к рассмотрению своей цифровой идентификации. Камеры записывают нашу жизнь, накопленная информация отображает наше самовыражение. Но «виртуальное я» становится все менее очевидным. Создается образ, который может быть результатом всего, что пользователь сделал, но сам человек, стоящий за этим, может быть уже другим. Он меняет маски, линяет, если хотите, и становится другим. Старый образ ему больше не интересен. Его интересует новый опыт.

Snapchat является родиной для этой новой реальности. Приложение, которое уничтожает информацию после передачи, вообще не зацикливает пользователей на старой реальности. Оно ломает привычку накопления. Никаких старых текстов, фотографий, клипов – все будет уничтожено. Есть только здесь и сейчас и новый опыт.

Программа как бы говорит: «Вы – это не профиль, вы – это вы, который живет сегодняшним мгновением».

Покажи и не говори

Основная идея получения нового опыта – показать свою точку зрения, получив внимание. Никто не кричит в процессе, не комментирует. Истории, которые мы рассказываем друг другу в настоящее время, начинаются и заканчиваются визуально, что делает повествование более буквальным, чем когда-либо.

В век информации начало общения было информацией. На Facebook вы вводите в поле состояния свои метаданные, такие как ваше местоположение, используете смайлики, чтобы передать чувства, интонацию, эмоции. Этот информационный подход виден и в механизмах обратной связи Facebook – предварительно отобранных реакциях с шаблонами комментариев. Люди все больше похожи на роботов, живущих по заранее спроектированной программе.

В противоположность этому Snapchat всегда начинается с камеры. Обратная связь начинается пассивно – с образа. Петля обратной связи не затягивается на шее пользователя. Внимание концентрируется на деталях. Начинает работать мозг. А вскоре сюда подключится виртуальная реальность и взаимодействие, и получение нового опыта станет фактически реальным, вплоть до тактильных ощущений, так как новые гаджеты разрабатываются с обратной связью.

Накопление опыта

Новая реальность активно создается виртуальной реальностью. Недавние инвестиции Facebook в живое видео, 360-градусные камеры и устройства виртуальной реальности показывают, что социальная сеть понимает, что старая ее часть отмирает, зарождается нечто новое.

Но Facebook не единственный технологический гигант, который смотрит вперед и видит, что технологии меняются. К настоящему времени вы, вероятно, слышали о Magic Leap. В этот проект визуальной голограммы вложили порядка 4,5 млрд $ такие компании, как Google и Alibaba .

Глобальная гонка вооружений идет полным ходом, и начинается наслоение технологий, которые способствуют развитию «века опыта».

В нижней части находится слой 0 – реальный мир. Реальность является его основой.

По мере продвижения вверх переходим от слоя физического к логическому. На вершине располагается слой продуктов, таких как Snapchat Live и Periscope. На данный момент. Завтра их сменят новые предложения виртуальной реальности и технологии типа Magic Leap.

«Век опыта» будет стимулировать новые продукты попадать на рынок быстрее, так как каждый слой может расти независимо друг от друга, в то же самое время получая выгоду от достижений более низких слоев. Примером этого явления можно назвать высокоскоростной 3G, который позволяет App Store компании Apple развивать Advanced Mobile в целом. Лучшие продукты «Experience Age» будут своевременно предлагать новые приложения, которые заставят всю эту пирамиду двигаться. Принимая во внимание, что некоторые слои все еще только нарождаются, впереди маячат огромные возможности.

Наши онлайн- и офлайн-идентичности сближаются, истории, которые мы говорим друг другу, теперь начинаются и заканчиваются визуально, так и инвестиции в каждый слой нового века ускоряют развитие опыта с помощью управляемых продуктов. Взятые вместе, эти тенденции приоткрывают дверь для нового золотого века технологий.

Это захватывающее время, чтобы творить и реализовывать.

XXI век справедливо назван веком информатизации. Человечество постепенно превращается в постиндустриальное, информационное общество. Уже к 70-м годам XX века экономисты отмечали, что в развитых странах радикально меняется состав общества, причем повторяется характер изменений, отличающий переход от традиционного сельскохозяйственного общества к индустриальному.

Индустриальное общество явно превращается в иную формацию - постиндустриальное, или общество услуг.

Прогресс - это постоянное повышение производительности труда путем изобретения новых технологий, освоения новой информации, новых знаний.
Информация - основа постиндустриального общества.

В постиндустриальном мире килограммы сырья все больше заменяются битами и байтами информации. Информация - основа современного мира.

Однако, способность воспользоваться информацией зачастую определяется не только степенью одаренности индивида, но и характером полученного им образования.

Требуются новые концепции образования, новые методики и способы его получения, освоившие достижения современных ИКТ. В Узбекистане еще в 1997 году был опубликован Указ Президента Ислама Каримова «О коренном реформировании системы образования и подготовки кадров, воспитании совершенного поколения», приняты Закон «Об образовании» и Национальная программа по подготовке кадров, разработана национальная модель подготовки кадров, где утверждался принцип непрерывного образования. Отмечая, что коренное реформирование народного образования, реализация национальной программы требуют очень больших сил, средств и возможностей, Президент даже в тот сложный период становления государства и смены экономической формации подчеркивал: «Если смотреть на это с позиции будущего, с точки зрения и экономики, и политики, и духовности, то выгода, которую мы получим от выполнения этих задач, неизбежно покроет и оправдает любые затраты».

В сфере образования и воспитания интернет и ПК могут принести несравненно больше, чем в любой другой. Преподаватель может использовать интернет для общения с коллегами, обмена опытом, открывая при этом учащимся совершенно новые способы изучения предмета. В области образования ПК стимулирует взаимное обучение, развитие критического мышления и формирование установки на непрерывное образование в течение всей жизни. Учебные заведения, оборудованные ПК, получают значительные преимущества.

Правда, успешное применение ПК в обучении требует усилий со стороны преподавателя. В настоящее время, если не считать специалистов информатики, учащиеся легче осваивают и глубже знают ПК и интернет, чем некоторые учителя.

Школам необходимо изменить отношение к этой технологии. ПК не должны размещаться в специальных компьютерных классах, их освоение должно становиться дополнительным предметом изучения, компьютер должен постоянно использоваться на практике, быть включенным в учебный процесс, способствовать углубленному изучению любой темы и дисциплины.

ПК может и должен стать мощным инструментом в руках учителя, даже если он сам только начал осваивать его возможности и ему привычнее доска, мел или начерченные таблицы. Несомненно, можно пробудить и активизировать интерес к предмету, демонстрируя видеофрагменты и фотографии, отсылая к страницам интернета с дополнительной информацией. Существует огромное количество фильмов, соотносимых с изучением школьной программы, поэтому необходимо научить школьников и студентов находить их и внедрять в процессе обучения.

В ряде стран педагоги используют электронную почту для обсуждения общих тем, получив возможность оперативно обращаться к коллегам за помощью и получать ее без промедления. Стала возможной координация программ: по предметно или по классам обучения, с учетом возрастной психологии. Опыт и достижения других учителей, рассказ о собственных находках позволяют повышать профессионализм, корректировать самооценку и при сопоставлении - лучше понимать своих учеников.

Там, где создается компьютерная сеть, обязательно включающая ПК для учителя и учеников, с демонстрационным монитором, используемым для показа материалов интернета, стали возможны дистанционные уроки не только лучших педагогов школ, но и преподавателей вузов, с привлечением специалистов в той или иной конкретной области. Проводятся разнообразные видеоконференции, привлекаются видные деятели администрации для консультирования учащихся выпускных классов и курсов по проблемам трудоустройства. Меняются формы и способы проведения «дней открытых дверей».

В Республике Узбекистан, где после окончания 9 класса учащиеся получают возможность выбрать, в какой форме продолжать образование, определить для себя наиболее подходящий и привлекательный колледж или лицей, особенно важно широкое проведение встреч с представителями их педколлективов и с учащимися. И средние специальные, и высшие учебные заведения могут использовать для этого свои сайты. Не менее полезны и сайты крупных промышленных предприятий, четко определяющих свою потребность в специалистах конкретных областей на среднесрочную перспективу (возможно, даже с разбивкой по годам).

Учащиеся могут использовать видеоконференции для виртуальных поездок в другие страны или для изучения (детализированного) своей страны, посещения музеев и проведения совместных уроков. Гораздо шире могло бы использоваться компьютерное телевидение. У нас в республике регулярно проводятся конкурсы на звание лучшего учителя. Использование видеоконференций способно обеспечить углубленное изучение опыта лучших для любого желающего. Школы могли бы использовать ресурсы вузов для обогащения учебной программы и расширения дополнительных материалов. Стало бы возможным виртуальное присутствие в классах детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать ежедневных занятий. Более того, учащиеся с замедленной реакцией могли бы для себя несколько раз повторять непонятые в классе темы, осваивать дополнительные материалы.

Высокие технологии должны стать одним из центральных компонентов образовательного процесса и объединить сетью школу и все центры общественной жизни: музеи, библиотеки, государственные учреждения, крупные промышленные предприятия, что позволит повысить уровень эффективности обучения и выработать установку на продолжение непрерывного образования после окончания учебного заведения.

Сеть школы должна объединять учащихся, учителей и родителей. Учебные материалы должны быть адаптированы для виртуального участия в занятиях из дома.

Однако, как неоднократно отмечалось, полная реализация потенциала ПК невозможна без их использования учениками в процессе выполнения классной и домашней работы по любому предмету.

В Республике Узбекистан постоянно растет число компьютеров, используемых в сфере образования, создаются специализированные компьютерные классы, облегчается доступ к интернет-сетям. Создана и расширяется республиканская библиотека сети - ZiyoNET.

Построение школьных сетей должно стать первым шагом к реализации более широких планов создания образовательных сообществ. Получение знаний с использованием высоких технологий - сегодня это приоритетная задача. ПК могут быть использованы в административных процессах сферы образования, а также для сравнения и сопоставления всех показателей в различных временных или географических срезах.

Чтобы получить отдачу от инвестиций в высокие технологии и обеспечить их скорейший возврат, необходимо повышение образовательного уровня всех членов общества. Сегодня очень важно приобретение базовых навыков работы с компьютером. Ведь они могут быть использованы почти на любом рабочем месте. Не менее важно и освоение информационных технологий. Должна быть создана необходимая инфраструктура, в оплате которой будут совместно участвовать государственный и частный сектора. Для коммерческих предприятий это может стать частью «инвестиционного цикла», при котором вложение средств в образование сегодня позволит получить более квалифицированных работников в будущем.

Создаваемая сеть должна быть открыта для всех членов общества, позволяя им постоянно повышать свой образовательный уровень. Впоследствии может быть создана новая система заочного образования, продуманно и законодательно обосновано его лицензирование, поскольку в ней будут совмещаться элементы очного и компьютерного (дистанционного) обучения.

Полученные сертификаты станут весомым аргументом в повышении потенциальной ценности работника.
Сегодня многие учебные заведения разных стран мира вводят в учебный процесс все больше элементов подготовки к жизни в информационном веке. Создаваемая компьютерная коммуникационная инфраструктура определяет новый качественный уровень взаимодействия учителей, родителей и учащихся. Первым шагом в ее формировании должно стать максимальное оснащение школ ПК и помощь учащимся в их приобретении. Целью - освоение ПК каждым учащимся. При этом уроки информатики должны стать лишь первым шагом включения ПК и сети интернет в образовательный процесс.

ПК позволяют по-новому подойти к традиционной учебе. Глубина и широта информационного охвата, вследствие доступности технологии получения любых желаемых сведений и легкости анализа данных, способствуют совершенствованию фундаментальных навыков владения устной и письменной речью, качественно улучшают методики анализа материала. Чем больше информации из источников, представляющих различные точки зрения, получает и изучает учащийся, тем сильнее развивается у него способность оценить информацию, критически ее воспринимать и делать собственные независимые суждения. Меняются и функции преподавателя, в особенности, в высшей школе. Он должен теперь не только непосредственно давать информацию, но и научить методам ее поиска, помочь разобраться в позиции автора материала, понять и оценить ее, уметь сопоставить с другими позициями и взглядами изучаемой проблемы.

Педагогика вбирает в себя некоторые принципы и методы консалтинга. Учитель помогает обучающимся разобраться в подлинной ценности отыскиваемого в сети материала, отбросить все лишнее, ненужное, мешающее формированию мировоззрения и духовности, освоить способы сопротивления всем видам и формам спама - от собственно рекламного до информационного.

Использование ПК позволяет широко разнообразить способы обучения и индивидуализировать их.
Программное обучение способно предоставлять информацию во множестве форм и легко персонализировать ее. Уходит в прошлое школьный учитель, сообщающий информацию и проверяющий домашние задания. Компьютер позволяет осваивать информацию в наиболее удобном для личного восприятия темпе, дополнять чтение текстов прослушиванием и просмотром аудио- и видеозаписей, экспериментировать с реальными и виртуальными моделями и общаться по изучаемой теме со школьниками в любом уголке мира.

Вероятно, со временем в интернете будут размещены лекции по всем важнейшим предметам лучших педагогов мира. Но это не отменит роли непосредственного школьного наставника. Школьные учителя, взяв интернет-лекции за основу, смогут создавать исследовательские и дискуссионные группы по изучаемым темам. У учеников будут формироваться не только навыки анализа, но и умение выбрать близкую для себя позицию, аргументированно защищать ее. Интернет-лекцию можно прослушать в любое, необходимое для освоения материала время, множество раз.

Изучая возможные формы и способы модернизации сферы образования, обусловленные вызовами информационного века, специалисты приходят к очень серьезным выводам, видя в ПК - основное средство коммуникации и труда в информационном веке. ПК и интернет несут с собой одно фундаментальное изменение: благодаря им каждый ученик каждой школы, как и любой член общества, продолжающий свое образование, получает доступ к информации и возможности сотрудничества, недоступные прежде. А специалисты сферы образования смогут использовать преимущества этой информационной среды для повышения своего профессионального уровня. Те из них, кто первым примет ПК на вооружение в качестве нового средства преподавания и обучения, станут проводниками перемен.

В Одноклассники